Первоначально площадь перед вестибюлем «Комсомольской» называлась Каланчевская. В 1932 году ее переименовали в честь комсомольцев, строителей метрополитена, и обе станции – Сокольнической и Кольцевой линии – получили название «Комсомольская». (3 апреля 2003 года площади присвоили имя, которое давно закрепилось за ней в создании москвичей, Трех вокзалов).
Станция принадлежит к тому же архитектурному типу, что и четыре другие колонные станции первой очереди – «Сокольники», «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская» (Сокольнической и Филевской линий). В основе их конструкции – два ряда массивных колонн на центральной платформе. Предполагалось, что пассажирский поток на «Комсомольской», расположенной под одним из главных транспортных узлов города, неподалеку от трех основных вокзалов столицы, будет очень большой. Поэтому архитекторы заранее позаботились о том, как разделить входящих и выходящих со станции. Для этого над путями были установлены две галереи – они служили для прохода пассажиров в «час пик» и зрительно расширяли пространство станции. Чтобы композиция была законченной, на галереях установили колоннады. Галереи соединены между собой пешеходными мостиками, пересекающими основное пространство станции. Потолок над путевыми пролетами разделен крупными кессонами, в каждом из которых установлен светильник.
Квадратные колонны заканчиваются композитными капителями (на всех остальных станциях такого типа используется упрощенный ордер), правда помимо валют и растительного орнамента они украшены также значками организации КИМ – Коммунистического интернационала молодежи, в состав которого в 1919-1943 годах входил комсомол.
Колонны облицованы желто-коричневым мрамором «чоргунь», путевые стены – светлой керамической плиткой. На стенах балконных галерей – белый и бело-розовый мрамор «газган», а колонны выложены прохоро-баландинским мрамором.
Пол, как и на всех станциях первой очереди, сначала был покрыт асфальтом, который впоследствии заменили плитами серого и красного гранита. На вогнутой стене, завершающей балконную галерею, расположены два майоликовых панно. Д. Чечулин предлагал использовать такие панно для облегчения пилонов еще в своем конкурсном проекте «Охотного Ряда». На «Комсомольской» они располагаются по сторонам от главного выхода со станции и соединяются между собой полоской майолики с изображением летящих самолетов. Эскизы к панно делал Евгений Лансере, академик живописи еще с дореволюционных времен, бывший когда-то одним из лидеров группы «Мир искусства».
Панно посвящены труду комсомольцев-метростроевцев, причем в исполнении Лансере они не только реалистичны, но и художественно безупречны. По воспоминаниям современников, специально для этой работы в мастерскую Лансере привезли спецодежду метростроевцев, брезентовые робы, - его восхитила монументальность и пластичность складок ткани.
«Комсомольская» понравилась как властям, так и пассажирам. Ее макет в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже, а в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства – Сталинскую премию первой степени.
Из двух наземных вестибюлей станции в настоящее время сохранился только один, южный, встроенный в здание Казанского вокзала, второй был снесен в 1952 году, во время строительства станции «Комсомольская» Кольцевой линии.
Интересные новости и полезную информацию о метро предлагает популярный портал "Путеводитель по метрополитенам мира", с которым мы предлагаем вам ознакомиться |
|