КАРТА - МОСКВА У МЕТРО
путеводитель по москве

 
| главная l о проекте|карта сайта |реклама на сайте |наши вакансии|
       
   
 
путеводитель / станция театральная
 
разделы
 медицина
 посольства
 стадионы
 театры москвы
 турфирмы
 фото москвы
 цум москвы
 


 

Путеводитель по метро: станция Театральная, Москва

 
 

  Современное название станции появилось еще на стадии проектирования: архитектор Иван Фомин представлял ее «аванзалом» главной театральной площади города. Через северный выход станции можно подняться к Большому и Малому театрам, театру Оперетты, Российскому молодежному театру (до 1936 года в этом здании располагался МХАТ – 2) и МХТ им. А.П. Чехова. Но 11 сентября 1938 года открылась станция «Площадь Свердлова»: Театральная площадь с 1919 по 1990 год носила имя Якова Свердлова, одного из ближайших соратников Ленина. В северной части станции, в небольшом зале, пристроенном в 1974 году вместе с новым переходом со станции «Охотный Ряд» (старые названия – «Имени Л.М. Кагановича», «Проспект Маркса»), стоял бюст этого революционера, сейчас от него остался только постамент со стертыми буквами.

«Театральная» - последний проект академика архитектора Ивана Александровича Фомина (1871 – 1936), автора станции «Красные ворота». После смерти Фомина закончить работу поручили его ученику Леониду Полякову, который воплотил идеи учителя практически без изменений. Строгие двойные полуколонны – «фирменный» знак Фомина – зрительно облегчают тяжелые пилоны, отделяющие перронные залы от центрального зала станции. Широкий центральный свод оформлен кессонами, но ромбовидными, а не классическими прямоугольными.

Пилоны и путевые стены облицованы светлым прохоро – баландинским мрамором, пол выложен в шахматном порядке плитами черного и желтого гранита.
В целом последняя работа Фомина может служить примером компромисса: воспитанный в традициях классической архитектуры, он соединил ее принципы с декоративным убранством в стиле 1930 – х годов.
По проекту в нижних кессонах главного свода должны были расположиться фарфоровые барельефы с изображениями физкультурников, но в итоге приняли другую концепцию, и главной темой в оформлении станции стали народный танец и игра на музыкальных инструментах. Как писал архитектор С. Кравец в 1941 году в статье «Архитектура станций и вестибюлей» (опубликована в книге «Архитектура Московского метрополитена (вторая очередь)»), это в большей мере выражало «великую радость освобожденного искусства всех народов нашей страны». Барельефы, изображающие танцующих и музицирующих представителей народов СССР в национальных одеждах, были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Из одиннадцати республик, входивших в 1938 году в состав СССР, в барельефах представлены только семь: Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия. Неохваченными остались Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.

Данько описывала трудности, возникшие при отливке фарфоровых фигур такого объема: ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста.
Единственное изменение, внесенное Поляковым в первоначальный проект, касалось освещения: на пилонах центрального зала и перронных стенах он расположил двухламповые бра чашевидной формы, которые сейчас заменили круглыми светильниками из матового стекла – они больше соответствуют строгой архитектуре станции. Такое же освещение – люстры с матовыми плафонами в бронзовой оправе и двойные бра – используется на станции «Курская» Арбатско – Покровской линии, которую проектировал сам Поляков.

Старый переход на станцию «Охотный Ряд» начинается легким мостиком через пути и продолжается длинным коридором, который приложили в 1946 – 1947 годах. Раньше его освещали круглые лампы, отчего коридор был похож на космический корабль, сейчас их заменили обычными лампами дневного света.
К 9 мая 1946 года соорудили боковой переход на станцию «Площадь Революции» (до этого попасть с одной станции на другую можно было только через общий наземный вестибюль), украшенный двумя бронзовыми рельефами в противоположных концах коридора: в центре первого в окружении знамен и стволов орудий стоит дата – «1946 год», в центре второго – надпись «Наше дело правое, мы победили» (перефразированная цитата из речи Молотова, произнесенной 22 июня 1941 года: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»).
Северный наземный вестибюль, в начале улицы Большая Дмитровка, разместился в специальную перестроенном для этого здании дома «Сто» (архитектор Д. Чечулин). Южный вестибюль (архитектор А. Душкин), расположенный у музея В.И. Ленина и служивший также выходом со станции «Площадь Революции», сначала носил характер временного сооружения: планировалось, что он станет частью Большого Академического кинотеатра на 4000 мест (в 1936 году состоялся конкурс проектов, однако кинотеатр так и не был построен).   

Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор станции: И.А. Фомин; завершил работу Л.М. Поляков
Архитектор вестибюлей: Л.М. Поляков
Скульптор: Н.Я. Данько
Конструкция станции: пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения
До 5 ноября 1990 года – «Площадь Свердлова»


станция метро театральная фото,  путеводитель

метро театральная фото, путеводитель

станция театральная фото, путеводитель

станция театральная фото, путеводитель

станция метро театральная
справочник организаций




полезно.знать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

интернет справочник Карта - Москва у метро
г. Москва.
Рейтинг@Mail.ru copyright © 2006-2014 www.karta-m.ru 

return_links(1); ?> return_links(2); ?> return_links(); ?>