КАРТА - МОСКВА У МЕТРО
путеводитель по москве

 
| главная l о проекте|карта сайта |реклама на сайте |наши вакансии|
       
   
 
путеводитель / станция площадь революции
 
разделы
 медицина
 посольства
 стадионы
 театры москвы
 турфирмы
 фото москвы
 цум москвы
 


 

Путеводитель по метро: станция Площадь Революции, Москва

 
 

  Дата открытия: 13 марта 1938 года
Архитектор: А.Н. Душкин
Скульптор: М.Г. Манизер, при участии А.И. Денисова, А.А. Пликайса, Л.К. Жданова, Г.Ф. Ветютнева, И.П. Иванова, А.А. Дивина, Е.Г. Фалько, М.А. Владимирской, В.А. Пузеревского
Конструкция станции: пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения

Станция должна была стать частью архитектурного ансамбля, который планировали возвести на месте Воскресенской площади (так до 1918 года называлась площадь Революции). Предполагалось, что северный вестибюля «Площади Революции» (он же – южный вестибюль «Театральной») будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва» со стороны площади Свердлова (ныне – Театральная).

Перед архитектором Алексеем Душкиным и скульптором Матвеем Манизером стояла задача построить станцию, которая будет не только достойна столь почетного имени, но и сможет готовить людей, приехавших посмотреть кино, к восприятию «важнейшего из искусств». Нынешний облик «Площади Революции» во многом определился компромиссом, но который пришлось пойти Душкину, когда на первый план вышла амбициозная идея создания галерей образов революции и «нового мира».
Первоначально он хотел использовать ложные архивольты, значительно превышающие по ширине реальные объемы арочных проемов и разрезающие опорные столбы. Облегчить конструкцию станции могла декоративные нервюры, вычерчивающие на сводах арки почти готических форм, и высокие рельефы на углах пилонов, но Манизер настоял на том, чтобы там установили полноценные объемные скульптуры, - поэтому архивольты были значительно заужены и углублены.

Цокольная часть станции, облицованная черным с «Золотыми» прожилками мрамором «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из темно – красного «шроша» - в тяжелые рамы для бронзовых изваяний. Изначально на станции было двадцать арок, в каждой из которых установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов – от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.
Конечно, восемьдесят бронзовых скульптур не под силу было отлить одному Манизеру, он привлек к работе всю свою мастерскую и уложился в установленные сроки. Одной из самых сложных задач было поместить фигуры размером больше человеческого роста, с почти «микеланджеловскими» пропорциями в углы архивольтов. В результате позы людей оказались очень скованными и зажатыми (говорили, что они представляют образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях»). Этот недостаток был отмечен и правительственной комиссией, которая принимала станцию, однако Сталин, прибывший на открытие, как вспоминал А. Душкин, долго ходил вокруг скульптур и с грузинским акцентом приговаривал: «Как живые, как живые…». Вероятно, это и спасло станцию.

При всей аллегоричности и обобщенности изваяний некоторые детали все же указывают на конкретные исторические события. Так, матроса – сигнальщика на бескозырке название революционного линкора «Марат», у девушки – снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок» 1 – й степени. Известны также имена моделей некоторых скульптур. Для фигуры матроса – сигнальщика позировал курсант военно – морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1 – го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашел в Ленинградском высшем военно – морском училище имени М.В. Фрунзе – это был Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией получивший звание Героя Советского Союза.

Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием посетителей метро и постепенно появились своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника, поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды; прикосновение к изящной ножке студентки излечивает от несчастной любви; а карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса все время воруют. В торце изначально располагался барельеф с изображением Сталина с Конституцией СССР в руке (автор – скульптор М. Манизер). Его убрали в 1947 году, когда строили второй выход со станции.
На стенах платформ закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» - это старейшие указатели московского метро. Северный наземный вестибюль проектировался Алексеем Душкиным как временный – впоследствии он должен был выходить в фойе Большого Академического кинотеатра. Поэтому сейчас вестибюль представляет собой два отдельных здания, соединенные переходом.

Южный вестибюль, сооруженный в 1947 году, встроен в линию домов в Богоявленском переулке. Огромный, с двумя рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Его освещает гигантская люстра с двадцатью четырьмя рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображен щит с серпом и молотом в окружении победных знамен. Слева и справа от щита выложены даты «1917» и «1947» а также строки одной из первых редакций советского гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь» и «Славься, отечество наше свободное, славы народов надежный оплот. Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет».

станция метро площадь революции
справочник организаций

станция площадь революции фото. путеводитель

станция метро площадь революции

площадь революции станция метро москва

станция театральная фото, путеводитель



полезно.знать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

интернет справочник Карта - Москва у метро
г. Москва.
Рейтинг@Mail.ru copyright © 2006-2014 www.karta-m.ru 

return_links(1); ?> return_links(2); ?> return_links(); ?>