кольцевая линия
Задумывалась
станция «Октябрьская» как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне. Вестибюль станции исполнен в виде грандиозной триумфальной арки, которую снаружи украшают барельефные фигуры (мужчины и женщины) в развевающихся плащах, с фанфарами в руках – они символизируют победу (скульптор Г.Мотовилов облачил их в военную форму Советской Армии). Тема победы стала центральной для послевоенного этапа строительства московского метро. Она разрабатывалась очень активно, но только Л. Полякову удалось создать почти храмовое пространство, где ряды победных факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарем. Никогда раньше станция так откровенно не апеллировала к образцам храмового зодчества и так навязчиво не напоминала трехнефные базилики раннего христианства.
Проход между пилонами из серого мрамора с факелами из анодированного алюминия и вентиляционными решетками с лавровыми венками заканчивается пустой апсидой, закрытой торжественной ампирной оградой. Сам Поляков считал, что изобрел новое средство борьбы с «ощущением подземности»: ярко освещенная стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды должны создавать иллюзию солнечного дня и заставлять пассажиров забыть о том, что они находятся под землей на 30-метровой глубине. Его версия «светлого будущего за решеткой» стала мишенью для нескольких поколений остроумцев – удивительно, как правительственная комиссия пропустила такой сомнительный с идеологической точки зрения проект. И не только пропустила, но и позволила повторить: в 1956 году по принятому вне конкурса проекту Л.Полякова, к тому времени уже заслуженного метростроевца, в Ленинграде была сооружена очень похожая станция – «Пушкинская» (единственная станция Ленинградского метрополитена, которую строил московский архитектор). Апсидную нишу в ленинградском варианте решеткой он все – таки не закрыл – там стоит статуя Пушкина работы М.Аникушина.
Пол
станции метро «Октябрьской» выложен красным и серым гранитом, по периметру проходит лавровая ветвь из черного «габбро». Через своды центрального и путевых залов пропущены лепные пояса, напоминающие траурные ленты, на концах которых – профили героев Великой Отечественной войны в лавровых венках. Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками и пятиконечными звездами. Первое имя станция получила по старому названию площади, на которую выходила, - «Калужская». В 1922 году площадь переименовали в Октябрьскую – в память о борьбе рабочих Замоскворечья за советскую власть в октябре 1917 года. В 1961 году было решено привести в соответствие названия площади и станции. В 1993 году площади вернули прежнее имя, однако станция и по сей день называется «Октябрьская» (теперь «Калужская» есть на Калужско-Рижской линии).
В 1962 по лестницам из центрального зала был сооружен переход на станцию «Октябрьская» Калужско-Рижской линии.
Наземный вестибюль задумывался как огромная триумфальная арка, определяющая архитектурный облик площади. Но в 1960-1970-е годы Октябрьская площадь была значительно перестроена и здание вестибюля метро встроили в новое здание Института стали и сплавов.
В 1995 году известный журналист Валерий Хилтунен предложил, опираясь на название «Октябрьская», переименовать в соответствии с названиями месяцев года все двенадцать станций Кольцевой линии – правда, всерьез этот проект не рассматривался.