Дата открытия: 30 января 1952 года
Архитекторы станции и вестибюля: А.Н. Душкин, А.Ф. Стрелков
Художники: П.Д. Корин, при участии Э.Я. Вейланда, Д.Я Бодниека, Х.М. Рысина, Э. Крестса
Скульптор: Г.И. Мотовилов
Конструкция станции: пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения
кольцевая линия
Станция Новослободская получила название по улице Новослободской, которая возникла в XVI – XVII веках вдоль дороги на город Дмитров, на территории Дмитровской Новой слободы. «Новослободская» стала последним подземным проектом самого яркого архитектора московского метро – А. Душкина.
По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленин предложил при сооружении «Добрынинской», - чередование больших и малых арочных пролетов: одни обрамляют проходы на перрон, другие образуют ниши в теле пилона. Но это показалось современникам слишком лаконичным и недостаточно торжественным, поэтому архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а за ними установить лампы, имитирующие дневной свет. Так удалось добиться полной «дематериализации» пилонов – из тяжелой несущей конструкции они превратились в обрамления легчайших витражей.
Пилоны отделаны мрамором: верхняя часть – прохоро-баландинским, цоколь – черным с белыми прожилками. На путевых стенах – мрамор «коелга» (в цокольной части – «коркодино»). Пол станции Новослободская выложен шахматным рисунком из плит серого гранита и черного «габбро».
Тридцать два витража, украшающие пилоны, обрамлены орнаментальной полосой из позолоченной латуни чеканной работы, такие же латунные пояса украшают арки над проходами на перроны. Витражи выполнены по рисунку П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская» Кольцевой линии. Верхнюю часть каждого витража занимает медальон. На шести из них изображены люди так называемых «интеллигентных профессий»: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных – геометрические узоры и пятиконечные звезды.
Витражи для станции Новослободской изготовили латвийские художники – в России не было традиции подобного оформления окон. При этом использовали стекла, которые хранились в кафедральном соборе Риги и предназначались для костелов.
Сама идея использовать витражи сначала казалась довольно спорной: они ассоциировались с «культовыми сооружениями». Но после открытия станции выяснилось, что москвичам, не знакомым с традициями западной храмовой архитектуры, они кажутся похожими на картины сказочного подводного царства.
На торцевой стене центрального зала станции расположено мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире» - женщина с младенцем на руках. В ней находили сходство с Тамарой Душкиной, женой архитектора станции. Над головой женщины поместили медальон с портретом Сталина. После развенчания культа личности, в 1961-1966 годах, художнику пришлось переработать мозаику – и на месте изображения вождя появились парящие белые голуби. В воспоминаниях Т. Федорова есть рассказ о закладке панно: первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй – Душкин, и каждый из них положил в грунтовку по монете – «на счастье».
В 2003 году была проведена реставрация люстр, витражей и мозаичного панно: освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел авторов, которые стремились создать станцию-грот с приглушенным, мягким светом.