КАРТА - МОСКВА У МЕТРО
путеводитель по москве

 
| главная l о проекте|карта сайта |реклама на сайте |наши вакансии|
       
   
 
путеводитель / станция маяковская
 
разделы
 медицина
 посольства
 стадионы
 театры москвы
 турфирмы
 фото москвы
 цум москвы
 


 

Путеводитель по метро: станция Маяковская, Москва

 
 

  Самая красивая станция Московского метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычной. Ее первый проект выполнил Сергей Михайлович Кравец, который был тогда главным архитектором Метропроекта. Грунт под площадью Маяковского казался достаточно устойчивым, чтобы применить принципиально новую, каркасную металлическую конструкцию. Она позволяла, несмотря на глубокое заложение станции, заменить громоздкие и тяжелые пилоны, которые использовались обычно, на стройные металлические опоры. Пространство станции словно открывалось – получалось не соединение приземистых  нефов, а огромный колонный зал.

Чтобы воплотить столь смелую идею, пришлось изобрести новый способ строительства тоннелей: конструкции главного свода возводились с помощью огромного полукруглого щита, опиравшегося на тюбинги боковых, уже прорытых к тому времени тоннелей. Но, когда главный зал был закончен, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов: свод покрывали многочисленные трещины. В экстренном порядке собрали комиссию по пересмотру проекта: станцию надо было спасать, а от колонной системы отказываться не хотели. Тогда пригласили архитектора Алексея Николаевича Душкина, который проектировал другую «ответственную» станцию – «Кропоткинскую». Душкин согласился с требованием инженеров понизить на несколько метров уровень главного свода и предложил применить конструкцию из особых сортов стали, позволявшую сохранить ширину центрального зала. Чтобы убедить комиссию в принципиальной возможности применения металла в условиях таких нагрузок, Душкин пригласил знаменитого авиаконструктора А. Путилина, который предложил отливать опоры и декоративные стальные профили на заводе Дирижаблей (ныне – Долгопрудный).

Так станция приняла нынешний облик: опорами трех арочных сводов служат два ряда колонн, а каждый шатровый отсек, образуемый арками, открывается вверх небольшим овальным куполом. В каждом из куполов (их оказалось 35) было решено поместить мозаичное панно. Создание рисунков поручили художнику Александру Дейнеке, а сами мозаики – В. Фролову. Тема цикла знаменитых мозаик «Маяковской» - «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.

Долгое время два последних купола выходили в подсобные помещения, и пассажиры их не видели, но, когда в 2004 – 2005 годах строили второй выход в город, один из куполов был открыт, а другой (панно «Пилотажная группа) демонтирован.
Мозаичные панно находятся на высоте первоначально свода – вся станция должна была быть гораздо выше. Светильники, опоясывающие свод, ярко освещают мозаики, а на станцию свет попадает уже отраженным, более мягким. Такие эффекты стали визитной карточкой Душкина.

В оформлении станции Душкин предпочел отказаться от классической системы колонн, поддерживающих свод. По его мнению, это было неуместно в подземном пространстве, где «каждый метр достигается путем преодоления невероятных сложностей усилиями строителей». Он избавился от всех формальных признаков ордерной системы и следовал логике готической архитектуры, где несущая и несомая части конструкции не разделены, а словно перетекают друг в друга: опоры и своды прочерчены сложнопрофилированными  стальными тягами, а ребра колонн (до уровня человеческого роста) украшены полудрагоценным уральским орлецом. Значительная часть его в настоящее время утрачена и заменена мрамором или гипсом того же цвета.

Стальные тяги пользуются неизменным успехом у детей: если с силой направить монетку по радиусу арки, она перелетит через станцию. Раньше для такого эксперимента использовали пятикопеечную монету, сейчас вполне подойдет пятирублевая.
«Маяковская» стала настоящим шедевром стиля ар деко и была высоко оценена современниками. Ее проект получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, и по сей день она считается одной из самых красивых станций метро в мире.
Без критики, конечно, не обошлось: Душкина обвиняли в том, что никак не учтен замысел сделать станцию – памятник Маяковскому. Эту оплошность впоследствии исправили, установив в глухом торце бюст поэта работы скульптора А. Кибальникова. Во время Великой Отечественной войны «Маяковская» стала своеобразным символом сопротивления советского народа: 6 ноября 1941 года здесь состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором снова были произнесены слова «Наше дело правое». Во время налетов вражеской авиации станция служила бомбоубежищем.

Восточный наземный вестибюль (архитекторы Я. Лихтенберг, Ю. Афанасьев) встроен в здание Концертного зала имени П.И. Чайковского.
В 1993 году встал вопрос о реконструкции: старейшие в мире эскалаторы – серии Н – 30 – уже не выдерживали увеличившегося потока пассажиров. Чтобы полностью не закрывать станцию, решили сделать еще один выход. Он был открыт 2 сентября 2005 года – вместе с новым подземным вестибюлем, украшенным мозаиками И. Лубенникова. Автор проекта Галина Мун бережно подошла к вторжению в архитектурное пространство шедевра Душкина, в мозаике плафона «небесные» дейнековские мотивы перемежаются цитатами из стихов Маяковского, бюст которого перекочевал в центр нового вестибюля.
Западный наземный вестибюль – временная конструкция, по проекту он должен быть встроен в новый дом, который планируют возвести на этом месте.

Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор станции: А.Н. Душкин
Архитекторы вестибюлей: А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг, Ю.П. Афанасьев, Г.С. Мун
Художники:А.А. Дейнека, И.Л. Лубенников
Скульптор: А.П. Кибальников
Конструкция станции: колонная, трехсводчатая, глубокого заложения, специальный проект


станция метро маяковская путеводитель

метро маяковская путеводитель

станция маяковская путеводитель

станция метро маяковская путеводитель

станция метро маяковская
справочник организаций




полезно.знать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

интернет справочник Карта - Москва у метро
г. Москва.
Рейтинг@Mail.ru copyright © 2006-2014 www.karta-m.ru