КАРТА - МОСКВА У МЕТРО
путеводитель по москве

 
| главная l о проекте|карта сайта |реклама на сайте |наши вакансии|
       
   
 
путеводитель / станция кропоткинская
 
разделы
 медицина
 посольства
 стадионы
 театры москвы
 турфирмы
 фото москвы
 цум москвы
 


 

Путеводитель по метро: станция Кропоткинская, Москва

 
 

  Обычно станции первой очереди московского метро строили победители открытого конкурса проектов. Только «Кропоткинскую», хотя ее и считали самой важной, возвели мало известные в начале 1930 – х годов архитекторы – сотрудник Метропроекта Якоб Лихтенберг и только что вернувшийся из Харькова Алексей Душкин. Задача перед ними была поставлена крайне ответственная: сделать станцию, достойную строящегося Дворца Советов. По утвержденному в общих чертах проекту архитектора Б. Иофана, это должно было быть грандиозное пятиярусное здание – пьедестал (высота 415 метров, общий объем – 7500 тысяч кубических метров) для 80-метровой статуи В.И. Ленина с глазами – прожекторами и читальным залом на 150 мест в голове.

Станция «Дворец Советов» задумывалась как подземный вестибюль «пролетарского чуда». Ожидалось, что, когда будет возведен Дворец, на станцию обрушатся огромные потоки пассажиров, поэтому она должна быть широкой и свободной. Фантазия архитекторов здесь была в меньшей степени скована конструктивными проблемами, чем на станциях глубокого заложения: довольно тонкий слой земли позволял построить колонную станцию, не опасаясь обрушения, однако нельзя было допустить осадки почв ни под здание Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина), ни под будущим Дворцом Советов. В конце концов выбрали уже проверенную модель – два ряда опор на центральной платформе.

Однако Душкин, которому, без сомнения, принадлежит главная роль в архитектурном решении станции, совершенно по – новому подошел к рисунку колонн. Отказавшись от игры в подражание архитектуре классической Греции, которая была очень популярна в то время, он обратился к опыту Древнего Египта и позаимствовал оттуда лотосообразную форму опор и широкие раструбы, в которых спрятаны светильник: таким образом скрывается место соединения колонн с потолком, который словно теряет вес и воспаряет над зрителем. Конфигурация столбов определяет их рисунок в виде пятиконечных звезд на ровном, без привычных сводов, арок или кессонов потолке. 34 опоры 10 – гранной формы чередуются с более массивными четырехугольными пилонами – они стоят в местах самого сильного давления грунта (там проходят температурные швы), где необходимо было усилить опоры, в то же время такая перебивка создает определенный ритмический рисунок. От современников не укрылись истоки вдохновения архитекторов. Когда проект был представлен на суд комиссии, Каганович возмутился тем, что они фактически «перефразировали» «дом фараонов», знаменитый храм Амона в Карнаке. Но Душкин парировал это обвинение фразой ставшей крылатой: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа».

На фоне пестроты и богатства оформления станции первой линии торжественный шаг строгих колонн «Дворца Советов» заметно выигрывал. Вопреки распространенному мнению при облицовке станции не использовали мрамор от разрушенного храма Христа Спасителя, отделка должна была быть нарочито скромной: метлахская плитка (впоследствии ее заменили уральским мрамором «коелга»), на полу – асфальт (вместо него в 1950-е годы положили в шахматном порядке красные и черные плиты выборгского гранита).
Еще одно изменение, сильно повлиявшее на облик станции, сделано совсем недавно: в связи с ужесточение санитарных норм освещения скрытые в раструбах колонн светильники заменили люминесцентными лампами, что, к сожалению, нарушило мягкое равномерное освещение зала.

Станция «Кропоткинская» вызвала бурю восторга. Нравилось здесь все: и дворцовое пространство, и строгость оформления, и даже пальмы в кадках, которые расставили между колоннами, подчеркивая их родство с природными формами. Станция получила Гран-при на международных выставках в Париже (в 1937 году) и Брюсселе (в 1958 году), а в 1941 году ей присудили Государственную премию СССР. Однако аванзалом Дворца Советов «Кропоткинская» так и не стала. «Стройка века», начавшаяся в 1937 году, была остановлена в 1941-м.
В 1957 году, когда стало очевидно, что Дворец Советов достроен не будет, станцию переименовали в «Кропоткинскую» - по улице Кропоткинская (ныне – Пречистенка) и площади Кропоткинские ворота (ныне – Пречистенские ворота), названным в честь Петра Алексеевича Кропоткина (1842 – 1921), географа и путешественника, исследователя Восточной Азии, революционера и теоретика анархизма (он родился неподалеку от нынешней станции метро, в Штатном переулке, который в 1921 году переименован в Кропоткинский).

В 1958 – 1960 годах котлован Дворца Советов (диаметром 129,5 метра) использовали для сооружения открытого плавательного бассейна «Москва». Тогда же по проекту архитектора А. Рыжова построили второй выход к новому спортивному сооружению. В 1995 – 1996 годах его реконструировали, когда не месте бассейна восстанавливали храм Христа Спасителя, взорванный в 1931 году.
Вестибюль станции, выходящий на Гоголевский бульвар, спроектировал в 1935 году архитектор С.М. Кравец. Это легкое полукруглое здание из ряда сдвоенных круглых колонн, увенчанное аркой. Широкая гранитная лестница ведет в кассовый зал, стены которого облицованы марблитом.

Дата открытия: 15 сентября 1935 года
Архитекторы станции: Я.Г Лихтенберг, А.Н. Душкин
Архитекторы вестибюлей: южного – С.М. Кравец; северного – А.К. Рыжков
Конструкция станции: колонная, трехпролетная, мелкого заложения, специальный проект
Проектное название: «Кропоткинские ворота»
До 20 марта 1957 года – «Дворец Советов»

станция кропоткинская фото путеводитель

станция метро кропоткинская фото

станция кропоткинская москва



станция метро кропоткинская
справочник организаций



полезно.знать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

интернет справочник Карта - Москва у метро
г. Москва.
Рейтинг@Mail.ru copyright © 2006-2014 www.karta-m.ru 

return_links(1); ?> return_links(2); ?> return_links(); ?>